Аналитика


Михаил Он: Электрошокер для прибалтийских самоубийц
Экспертное мнение | Северо-Западный ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Накинуть на шею газовую удавку, сесть на электрический стул и перерезать транспортные артерии – это реалии Прибалтики сегодня.

После газовой удавки, добровольно наброшенной на себя, "три сестрицы" старательно бросаются на "трансформаторную будку", желая во что бы то ни стало еще и получить удар током по экономике.

О том, как БелАЭС угрожает энергобезопасности прибалтийских лимитрофов, написана большая энциклопедия страшных сказок. Кто в них верит, вопрос десятый, но ведь и ведут себя власти трех республик так, как будто они бессмертные, и мелкие бытовые вопросы, с кого драть три шкуры, чем освещать улицы и запитывать электрички, их волнует так же мало, как Кощея – вопросы отопления его казематов. И совершенно зря.

Да, существует грандиозный план включения прибалтийских лимитрофов в единое европейское энергокольцо уже в 2025 году. Хотя правильнее говорить не "уже", а "лишь". Дело в том, что энергокабели из Финляндии и Швеции проложены в Литву и Эстонию три года назад. Казалось бы, какие проблемы? Зачем ждать семь лет?

А затем, что никакого единого энергокольца в ЕС не существует. Это в "отсталой России" есть Единая энергосистема, которая проходит через все 11 часовых поясов, обеспечивая благодаря суточным перетокам электроэнергии и безопасность, и стабильность, и экономию. В Евросоюзе, скукожившемся всего в двух часовых поясах, ничего подобного нет. Есть западная энергосистема USTE в континентальной Европе и есть скандинавская – северная синхронная зона NORDEL, объединяющая Швецию, Данию, Финляндию, Исландию и Норвегию.

Для сведения их воедино нужно не только проложить кабели (это самое простое), но и вложить почти 3 млрд евро в источники постоянного тока для подпитки сетей, построить сотни трансформаторных подстанций и/или реконструировать старые, адаптировать под единый стандарт потребителей. На все это в нынешних условиях ЕС выкладывать деньги не спешит по вполне очевидной причине – нерентабельно, одни политические игрища.

Для получения реальных выгод Евросоюзу лучше всего было кооперироваться с Россией, добавив свои два часовых пояса к нашим 11-ти. Вот тут действительно огромные выгоды от суточных и даже сезонных перетоков энергии. А так как пока правят бал политиканы, выгода, здравый смысл и рентабельность отходят на второй план, а крайними делают снова прибалтов. Которых успокаивают тем, что Калининградская область России находится в кольце НАТО и ЕС, и они всегда готовы блокировать поставки той же электроэнергии в регион.

Умалчивается лишь о том, что к ЧМ-2018, который будет проводиться в том числе и в Калининграде, будут введены в строй: угольная и три газовых электростанции, которые дадут в совокупности 6 млрд Квт/часов, почти вдвое увеличив генерацию области. А к 2020 году, за 21 млрд руб., будет дополнительно введено в строй полторы тысячи километров линий электропередач и 300 новых трансформаторных подстанций. За пять лет до обозначенного в Брюсселе срока Калининград станет экспортером электроэнергии. А учитывая, что к этому времени в Ленинградской области начнет работу завод сжиженного газа, ближайший и к эксклаву, и к ЕС, то регион получит и самый дешевый сжиженный газ – даже дешевле того, который идет через порт Сабетта на Ямале. Что делает любые попытки энергетической блокады Калининграда бессмысленными.

А вот проблемы прибалтов только начинаются. На том же шведском кабеле с момента ввода в эксплуатацию в 2015 году и по настоящее время произошла 21 авария. Что регулярно на 25% поднимало стоимость электричества для литовских потребителей. И дальнейшее подорожание неизбежно – никто миллиарды долларов лимитрофам не подарит. Наоборот, с 2020 года урезается (а, может, и полностью прекращается) практика безвозмездных подарков из целевых фондов ЕС недоразвитым окраинам.

Так что правильно делают прибалты, не желающие покончить жизнь от отравления газом на электрическом стуле, когда бегут из этого региона. Как говорил попугай в известном анекдоте: "Хоть чучелом, хоть тушкой, но ехать надо".

Публицист, блогер Михаил Он специально для Накануне.RU